Техника расположения освещения в супермаркетах

Наполнение магазина светом – захватывающий процесс. Свет способен направлять и останавливать людей, вдохновлять и гипнотизировать, менять их настроение и даже оказывать влияние на физиологические реакции организма. С помощью освещения и световых эффектов можно полностью изменить восприятие пространства, форму и размеры помещения. Обычная «коробка» магазина с помощью освещения фасада способна превратиться в замок с башнями, полукруглыми стенами, колоннами и западающими нишами. Аналогичным образом может преобразиться в сложное пространство интерьер этой «коробки»: преимущества торгового зала усиливаются, а недостатки скрашиваются.

Освещение в магазине

Освещение серьезно влияет на пути движения посетителей по торговому залу, а также определяет удобство выбора и сравнения товаров. Хорошее освещение способно показать интересные детали товара, подчеркнуть его особенности, а плохое – полностью убить продажи, разрушив форму и цветовую гамму товаров, вообще спрятав товары от покупателей. Розничные продажи связаны с освещением напрямую. Настолько, что даже пара часов работы отдела с перегоревшей лампочкой становятся отчетливо видны на графике продаж. Свет является мощнейшим средством привлечения внимания, и световые акценты в торговом зале – самые сильные из всех видов акцентов. Только за счет создания светового акцента в каком-либо месте зала можно увеличить продажи в этой точке на 20–60%. Подобно тому, как Высоцкий пел «лучше гор могут быть только горы», можно сказать, что лучше света привлекает внимание только динамический свет: двигающиеся огоньки, яркое пульсирующее световое пятно, меняющие друг друга цветные световые пятна.

Стремление двигаться к свету, идти на свет присуще человеку с древних времен, как и всем живым существам, за исключением животных, ведущих ночной образ жизни. Даже комнатные растения в мини-садиках на подоконниках городских домов и офисов вытягивают листья по направлению к солнечным лучам, и опытные цветоводы знают, что если горшки регулярно не поворачивать, высокие растения вырастут искривленными и односторонними. У некоторых представителей животного мира тяга к свету оказывается сильнее инстинкта самосохранения: глубоководные рыбы попадаются на световую приманку хищников и погибают в их пасти, а насекомые часто заканчивают свою недолгую жизнь, сгорая в пламени свечи и световых ловушках, установленных человеком. Стремление человека к свету лежит в основе многих культов и праздников. В доисторические времена люди стали переселяться за пределы тропиков, осваивать умеренные и северные широты. Чем дальше на север переселялись наши далекие предки, тем драматичнее становилось восприятие сокращения светового дня в осенне-зимний период. Постепенное исчезновение солнца настолько угнетало психику людей, что они, полагая, что светило умирает, тоже начинали готовиться к переходу в загробный мир и встрече с умершими предками. Возникли такие праздники, как Хеллоуин в англо-американском мире, День предков в Мексике. С сокращением светового дня связаны культы умирающих богов. Для людей древности не было страшнее события, чем солнечное затмение (впечатление об этом можно составить, посмотрев фильм «Фараон»). Отголоски этих древних страхов можно почувствовать в наши дни в рассуждениях ученых о том, что солнце растрачивает свой запас, и в ближайшие пару миллиардов лет человечество ожидают весьма неприятные события.

Одна из важнейших экономических задач – активизация людей, их умственных и творческих способностей – решается с помощью естественного и искусственного освещения. Английский архитектор Кристофер Дэй, изучавший влияние различных архитектурных пространств на людей, отмечал, что разнообразие световой среды в помещении оказывает положительное влияние на общее физическое и эмоциональное состояние человека, стимулирует умственную деятельность. Учитывая воздействие световой среды на подсознание, можно создать нужную атмосферу в интерьере магазина и управлять поведением покупателей. Естественное освещение играет важную роль в восприятии магазина в дневное время, но основные задачи розницы решаются с помощью искусственного освещения.

Расчет искусственного освещения в магазине заключается в определении числа и мощности источников света, которые будут обеспечивать освещенность в соответствии с нормативными требованиями и, что более важно, требованиями эффективной торговли. 

Свет в торговом зале

В соответствии с замыслом архитектора и дизайнера выбираются тип источников света и система освещения, оптимальные для представления товаров в данном магазине. Ориентировочно определяется мощность осветительной системы, разрабатываются варианты размещения светильников для создания необходимых эффектов. Искусственное освещение в торговых предприятиях подразделяется на рабочее, аварийное (для продолжения работы при отключении света или эвакуации людей из помещения) и охранное. Последние два вида мы не будем подробно рассматривать, поскольку они не определяют эффективность работы магазина. Отметим лишь, что аварийное освещение, согласно нормативным требованиям, необходимо предусматривать в торговых залах самообслуживания, в помещениях главных касс, на дебаркадерах и в детских комнатах крупных магазинов, то есть в местах, где отключение света может привести к травмам посетителей и сотрудников магазинов или угрожать их безопасности.

Методы расчета естественного и искусственного освещения рассматриваются в специализированной дисциплине – светотехнике. Светотехник совместно с архитектором и дизайнером выбирает приемы освещения для конкретного магазина. Разнообразие осветительных приборов позволяет применять различные эффекты, но бывает так, что неправильно примененный в торговом зале прием не способствует увеличению продаж и даже мешает покупателям. Освещение можно считать правильным, когда оно подобрано в соответствии с архитектурным решением и специализацией магазина и усиливает эффект действия торговой среды. Рассмотрим, по каким критериям оценивается освещение магазина и какие задачи должны решаться в процессе проектирования системы освещения.

Задачи освещения:

  • создание оптимальных условий для осмотра и выбора товаров;
  • создание световой среды и реализация основного замысла интерьера;
  • управление потоками покупателей: усиление, закрепление маршрута, заданного планировкой, и дополнительное направление потока в отдельные точки торгового зала;
  • привлечение внимания проходящих посетителей: грамотное световое оформление витрин и входной зоны;
  • создание световых акцентов: выделение с помощью света отдельных мест в зале и отдельных товаров;
  • учет характеристик и особенностей различных товаров и выбор осветительных приборов для наиболее эффективного их представления.